Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Школа № 5"

г.Нижний Новгород

Архив "Дополнительное образование"

 

Развитие творческих способностей ребёнка в начальной школе.

 

В 4 «а» классе, где обучение ведётся по системе Н. Ф. Виноградовой (учитель Курочкина Р. Х.), в группе продлённого дня организован кружок «Умелые руки».

 

      Занятия с ребёнком ручным трудом способствуют его всестороннему развитию. Тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Уровень развития речи детей напрямую зависит от того, как сформированы тонкие движения пальцев.

      Занятия в кружке вызывают положительный эмоциональный отклик детей, превращая работу в весёлую занимательную игру.

 

 

 

      Выявлена закономерность: если развитие движения пальцев соответствует возрасту ребёнка, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если пальцы развиты недостаточно, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Формирование речевых областей мозга совершенствуется под влиянием  импульсов от пальцев рук.

        Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют ребёнка думать. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений, это работа над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения. Многие поделки ребёнок рассматривает сам, чтобы понять, как это сделано и затем  искать пути достижения цели. У М. Горького в докладе на Всесоюзном съезде советских писателей  есть такие слова: «Творчество – это процесс, при котором руки учат голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова уже сильнее способствуют развитию мозга». Одни поделки надо как бы зрительно сфотографировать и точно повторить. Однако в некоторых  заданиях  ребёнку показан принцип работы: посмотри, как можно сделать, и предложи свой путь (измени сюжет, выбери другой материал и т. д.) При этом активно работает воображение. Есть поделки, которые можно использовать для обучения планированию: подумай, в какой последовательности будешь выполнять работу.

        Психологические исследования показали, что творчеству благоприятствует развитие наблюдательности, лёгкость комбинирования извлекаемой из памяти информации, чуткость к проявлению проблемы, готовность к волевому напряжению и многое другое.

        По словам педагога В.А. Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, творчества.

  

 

Пластилиновая живопись, совместная работа

 

Пластилиновая живопись, совместная работа

 

         Развитие творческих способностей – важная задача начального образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

         Психологами установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы, возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте, хотя результаты развития обычно обнаруживаются позже. Отсутствие же творческого начала, как правило, становится в старших классах непреодолимым препятствием, когда требуется решение нестандартных задач, применение логического мышления и т. д.

        Перед  учителем начальных классов встаёт задача развития ребёнка, его творческих способностей, воспитания творческой личности в целом, что, безусловно, можно сделать в ходе выполнения заданий на уроках технологии.

              Пластилиновая живопись, Кулева Ольга

 

        Аппликация – один из самых распространённых и привычных работ в начальной школе. Для её выполнения используют различные  материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, вату и, конечно, бумагу. Существует множество методических рекомендаций к проведению аппликационных работ. Поэтому, с одной стороны, этот вид работы хорошо знаком учителям, а с другой - педагоги не всегда учитывают потенциал аппликации. Между тем техника выполнения аппликации располагает большими учебными возможностями. Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии и асимметрии, совершенствованию представлений о выразительной композиции, развитию чувства формы, ритма, соотношения частей и целого. При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. На начальном этапе обучения хорошо использовать аппликацию для развития глазомера, моторики рук, координации движения, формирования предложений о приёмах рациональной работы, совершенствования приёмов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"